Ваямба-черепаха и Воггун — кустарниковая индейка
Ваямба-черепаха была женой Гу-гур-гаги — пересмешника. Когда
настало время Ваямбе класть яйца, они поссорились. Она собиралась,
как и ее род, вырыть ямку в песке возле реки и уложить в нее яйца.
Но Гу-гур-гага возразил, что река может разлиться и унести яйца.
Яйца надо положить в дупло дерева.
— Как я залезу в дупло? — сказала Ваямба.— А если я и заберусь туда,
откуда я возьму песок, чтобы прикрыть яйца? Как же тогда солнце
Йи будет согревать песок, чтобы вывелись детеныши?
— А как же родился я и моя мать до меня? — возразил Гу-гур-гага.—
Моя жена должна поступать так, как поступали наши матери.
— Я — Ваямба, и мне нужно делать так, как делают Ваямбы. Разве ребенок
не получает имя своей матери? Мои дети будут, как и я, Ваямбами.
Я пойду к своему роду.
Черепаха ушла на реку, где жил ее род, и скрылась под водой. Гу-гур-гага
шел за нею до берега, потом вернулся и послал за Ваямбой голубя
Вонгу и его жену — коричневого голубя Ду-мер, чтобы вернуть черепаху.
Но Ваямба ответила:
— Нет, я не вернусь. Если он хочет, то пусть придет сам.
Вонга и Ду-мер вернулись и передали это Гу-гур-гаге, и тот пошел
к жене. Но на берегу реки он увидел мать Ваямбы и повернул обратно,—
ведь закон племени не разрешал разговаривать с тещей. Он послал
поговорить с ней Вонгу.
Мать Ваямбы сказала:
— Скажи ему, что моя дочь не вернется. Он заставлял ее нарушать
законы ее рода, и она не покинет своего народа.
Голубь Вонга полетел рассказать об этом Гу-гур-гаге. Едва он начал
рассказывать, как из травы выползла черная змея Ую-бу-луи — старый
возлюбленный Ваямбы. Рассердившись на голубя, который хотел вернуть
его возлюбленную оставленному ею мужу, Ую-бу-луи решил убить Вонгу.
Когда змея собиралась броситься на него и задушить, ее увидел Гу-гур-гага.
Как молния, он ринулся на Ую-бу-луи. Схватив ее, он поднялся высоко
в воздух и оттуда бросил змею на землю. Она сломала спину и умерла.
Тогда Гу-гур-гага сказал, обратившись к мертвому врагу:
— Дважды ты пытался повредить мне, и дважды тебе это не удалось.
Первый раз ты хотел жениться на Ваямбе, обещанной мне, а теперь
ты задумал убить моего верного посланца, подкравшись к нему сзади,
как трус. Вместо него ты лежишь мертвым и никогда уже не сможешь
повредить мне. Так я всегда буду мстить твоему вероломному роду,
а мой народ будет вечно питать к вам ненависть. Приятно видеть мертвым
своего врага.
Гу-гур-гага долго и громко смеялся, пока весь берег не отозвался
эхом на его пронзительный крик: «Гу-гур-гага! Гу-гур-гага!»
Этот смех поразил Ваямбу — ведь ее муж всегда был таким торжественным.
Смеялся он, только возвещая восход солнца.
Она вылезла из воды на противоположном берегу и быстро пошла прочь.
Слыша раскаты странного громкого смеха, она подумала, что ее муж
сошел с ума и, если поймает, убьет ее. Смех слышался так близко,
что она думала, будто он ее преследует. Она боялась оглянуться и
спешила вперед.
Гу-гур-гага, вместо того чтобы преследовать Ваямбу, пожирал своего
врага и снова клялся, что, пока живет его род, он будет вести войну
против рода Ую-бу-луи, убивая и уничтожая его.
Пока продолжался пир, Ваямба далеко ушла от старого стойбища. Наконец
она слишком утомилась, остановилась на прекрасном песчаном берегу
и решила устроить здесь стойбище. Она выкопала ямку, положила в
нее яйца и заботливо их прикрыла. Вдруг она услышала какой-то звук.
Взглянув вверх, она увидела птицу с темным оперением, красной головой
и шеей. Птица смотрела на нее и, заметив, что Ваямба подняла голову,
спросила:
— Зачем ты прикрываешь яйца?
— Чтобы песок и солнце вывели детенышей.
— А ты сама не будешь сидеть на них?
— Конечно нет! Зачем мне это делать? Яйца будут согреваться, и детеныши
вылупятся вовремя, как и я. Если я сяду на них, я могу их раздавить.
А кто будет приносить мне пищу? Я умру, и они тоже.
Красноголовая птица, оказавшаяся кустарниковой индейкой Воггун,
вернулась к своему мужу и рассказала о том, что видела. Ей хотелось
бы испробовать этот способ — ведь это легче, чем сидеть на яйцах
неделю за неделей.
Ее муж сказал, что не следует спешить менять обычаи, ведь каждое
племя поступает по-своему. Быть может, Ваямба только смеется над
ней. Они должны подождать и посмотреть, вылупятся ли детеныши. Но
и в этом случае он не разрешит жене устроить гнездо около реки,
где внезапный разлив может его унести. Они должны держаться кустарника.
В конце концов они увидели, что все сказанное Ваямбой — правда:
вылупились маленькие, сильные и здоровые Ваямбы.
Тогда Воггуны решили попытаться вывести цыплят, не садясь на яйца.
Они не сумели вырыть для них ямку и поэтому наскребли кучу мусора
из земли, песка, листьев и сучков. Затем Воггун через день стала
класть по яйцу, пока в кучке не оказалось пятнадцать яиц, лежавших
рядом, острыми концами вниз. Поверх яиц они положили гниющие листья
и мусор и покрыли все это листьями и прутьями. После этого родители
с беспокойством стали ждать результатов.
Время шло, и беспокойство матери возрастало. Не погубила ли она
всех своих детей только для того, чтобы освободить себя? Она суетилась
вокруг большой кучи, просовывала голову внутрь, чтобы почувствовать,
тепло ли там, и быстро вытаскивала голову, радуясь, что гнездо теплое.
Потом она начала бояться, что в гнезде слишком жарко. В беспокойстве
она соскребла землю и листья, думая, что их слишком много. Внезапно
она остановилась и прислушалась. Не голос ли это цыпленка? Она снова
прислушалась. Да, так и есть. Она позвала мужа. Он подошел и, когда
она рассказала ему, что слышала, разгреб кучу. К их радости, наружу
выскочили прекрасные птенцы, самостоятельные и крепкие, с более
развитыми ногами и крыльями, чем у их прежних цыплят.
Гордясь успехом своего замысла и желая поскорее сообщить всем хорошие
новости, мать Воггун побежала рассказать об этом своему роду.
На следующий год почти все матери Воггуны положили свои яйца в одно
гнездо — большую кучу. В конце концов весь род стал поступать так
и поэтому получил имя Строители Холмов.
Книги по теме
|