Странный лабиринт в Кандалакше
О странных каменных лабиринтах на Соловецких островах
не слышал разве что глухой. Но глухой их вполне мог
видеть! До сих пор неясно, для чего использовались эти
изогнутые петли-дорожки, выложенные по краю бордюром из
овальных валунов. Версий столько, что в одной маленькой
статье их все не уместить, но вот о назначении точно
такого же лабиринте в Кандалакше (Мурманская обл.),
гадать не приходится.
В те давние времена, когда наши предки поклонялись
языческим богам, пришлось объединиться трём славянским
народам против захватчиков со скандинавских (германских)
земель. Под командованием единого князя выступили
поморяне, поставив заслон на пути врага, и бились так,
что бежал враг, испугавшись неистовства славянских
воинов, понимая теперь, почему поморов называли ещё и
лютичами. Никто не мог устоять перед этой лютой силой!
Но, когда кончился бой, разлился великий плач: почти
все, кто мог держать в руках оружие, лежали мёртвыми на
родной земле. Не осталось у поморов защитников, лишь
слабые женщины да безусые юнцы и деды седые.
И тогда князь повелел сложить единый погребальный костёр
на боевом поле для своих воинов и для воинов-германцев.
И подле костра была великая тризна по всем, кто
удостоился чести лежать в погребальном костре, касаясь
друг друга, как родные братья, а не кровные враги. И
после тризны просил князь заступничества у Сварога,
Перуна и Велеса, просил не оставить землю эту без тех,
кто способен охранить слабых и малых, просил дать ему
знак, как должно поступить. И через 7 дней дан был ему
ответ. Как? Этого мы не знаем. А вот что в том ответе,
знаем, благодаря летописи:
«И повелел князь сложить огород о 12-ти рядов в обе
стороны от погребального пепелища, чтобы души храбрых
воинов могли возвращаться в мир живых по своему
усмотрению. И повелел мужчинам и женщинам зачинать там
детей с тем, чтобы души эти могли вселяться в не
рождённых пока младенцев, дабы не перевёлся дух сильных
и гордых воинов на этой земле.»
Вот так и появился в Кандалакше каменный лабиринт –
«огород о 12-ти рядов», где по приданию, зачатый ребёнок
мог получить «в наследство» душу павшего воина.
Когда рассматривают рисунок Кандалакшского лабиринта, то
обращают, прежде всего, внимание на изображения битвы:
всадников и пеших воинов, переданных с такой динамикой,
что кажется, сейчас услышишь грозный клич и лязг оружия,
а вот на небольшой рисунок под изображением самого
лабиринта, мало кто смотрит. А там, между прочим,
изображены пары мужчин и женщин во время соития.
Так что, всё описанное летописцем – правда, а рисунки
эти – лишь дополнительные иллюстрации к тексту сказания.
|