Василиск – царь змей

Великие пустыни Египта и Палестины, отсутствие птиц и
животных, отравленная вода в источниках – в этой беде
народная молва обвиняет загадочного Василиска. Ничто не
может соревноваться с этим зверем кроме ласки, которая
держит во рту листочки руты. В древности ее изображения
часто встречались на церковных скамейках и колодцах. По
некоторым поверьям, Василиск опасался крика петуха и
своего зеркального отображения, ведь увидев себя - он
мог погибнуть. Зная такие приметы, путники часто брали с
собой в дорогу петуха или ласку, для отпугивания этой
нечисти.
Так кто же этот загадочный Василиск? Это мифическое
существо с длинным змеиным телом, голову которого
венчает гребень, украшенный тремя шипами, а ноги
напоминают птичьи. Упоминания о Василиске часто
встречается в легендах и мифах как о хранителе сокровищ.
Часто его называют и царем змей, который убивает одним
своим взглядом и дыханием. Считается, что Василиск
появился из яйца снесенного черным старым петухом и
высиженного жабой.
Первоначально, люди Василиска представляли обыкновенной
змеей. Его описание встречается у Плиния Старшего:
“Воин, убивший копьем змея, падает замертво с коня. Яд
обладает такой силой, что проходит по всему копью и
попадает в кровь человека”. Воспоминания о змее
датируется и более древними записями. За два века до
описания Плиния, о “звере” писал Элий Стилон: “В Африке
бывают случаи, когда змеи собираются попировать около
умершего мула. Но неожиданно раздается громкий и
страшный вой Василиска. Услышав его, все змеи
расползаются в разные стороны, а он, насытившись,
уползает под тот же страшный шум”.
Люди всегда опасались горячих песков, в которых умирает
все живое. Не зря Василиска народная молва поселила в
песках, ведь от его взгляда все гибнет, даже камни
стираются в пыль, а его вонь и вид отпугивает надолго
все живое. Общий страх перерос в конкретное загадочное
существо, получившее название “басилискос” – с
греческого “царек”. Царем же никто никогда змея не
назвал, хотя он внушал очень сильный страх и ужас.
Ученые считают, что прототипом Василиска могла стать
рогатая гадюка, шлемоносный хамелеон или же египетская
кобра. Такие домыслы были вполне обоснованы. Ведь у
хамелеона и гадюки имеются небольшие наросты на голове,
которые похожи на корону, а кобра при движении очень
высоко поднимает свою голову. В таком случае можно
считать, что на изображениях фараонов, мы видим
Василиска, а не змею - символизирующую вечную жизнь и
могущество.
Упоминания о Василиске встречаются даже у Аристотеля, а
изображения змея можно встретить в работах Гелиодора. К
сожалению, никто из античных авторов не удостоил его
полным и красочным описанием. А вот народ поставил
Василиска на определенный пьедестал: древнеримские храмы
вешали шкуру убитого “царька” для защиты от змей и
скорпионов. Кроме того, считалась, что если потереть
серебро пеплом сожженной шкуры Василиска, то оно
превратится в золото. Эта легенда в дальнейшем нашла
отображение в учении алхимиков, которые, как известно,
пытались искусственно создать золото.
В христианской религии змей изначально не упоминался, а
двукратное воспоминание в книги Исаии о Василиске прочно
укрепило его присутствие. В средневековые времена,
память о змее практически утерялась, его не внесли в
“Физиолог”. Эта книга была средневековой энциклопедией и
пользовалась большой популярностью в свое время. Но со
временем Василиск вернулся из забвения и уже в
обновленном облике. Воображение людей наделило существо
петушиной головой, и в этом действии есть логическая
цепочка. Враги постоянно находились в схватке, и во
время очередного боя переплелись телами настолько
сильно, что они срослись между собой. По какой причине
змей и петух стали врагами – никто не может дать ответ,
вполне возможно, что это просто фантазия людей. Ведь в
легендах и мифах различных народов было не единожды
замечено существо с птичьей головой и туловищем
животного.
С начала XII в., легенда о Василиске распространяется на
территории Европы. В его описании происходят некоторые
изменения, теперь мы можем видеть его как летающего змея
со смертельным взглядом и дыханием.
Но “Царек” был царем только в геральдике. Его вид
олицетворял собой свирепость, грозное могущество и
царственность.
|