Общение с умершими
Контакт с умершим устанавливали сразу же после его смерти. К
нему обращались с причитаниями и обещали оделить всем необходимым:
домом, скотом, одеждой, хлебом, деньгами. Дом умершему заменял гроб
—домовина. Что-либо из его скота и одежды отдавали нищему, который
как бы замещал собой покойного, так как в нем видели обожествленного
предка. Иногда во время похорон на кладбище вели любимых домашних
животных покойного, а пчелы, по рассказам, часто сами летели туда
за своим хозяином. В гроб покойнику клали смену одежды, замужней
женщине — свадебный наряд. Для умершего пекли пресный хлебец, гроб
обсыпали зерном, а в руку покойнику вкладывали монеты — для пропуска
на тот свет. Курящему клали в гроб табак, пьянице — водку, музыканту
— гармошку, ребенку — игрушку. Умершему холостому парню похороны
устраивали в виде свадьбы. Чтобы он успокоился и не посягал на живых,
ему выбирали девушку, которую одевали, как невесту. Считалось, что
в будущем она соединится с ним на том свете. На следующий день после
похорон ходили на могилу «будить покойника» - приглашали его на
завтрак. Погребенного не только оплакивали, но иногда и веселили
песнями, плясками и играми. На поминках умершему ставили отдельное
угощение, делились с ним своей едой или отдавали его долю нищим,
которых приглашали на поминальную трапезу. Еду носили и на могилы
умерших. В некоторых местах жгли костры — «грели покойников». В
Болгарии их звали по имени, приглашая к огню обогреться. На сороковой
день после смерти провожали душу на тот свет: стелили покойнику
постель под образами для отдыха перед дальней дорогой, пекли печенье
в виде лесенки, как бы помогая умершему взойти на небо. По поверьям,
на Рождество души предков посещают свои дома. Для них готовили поминальную
еду и приглашали их на рождественский ужин. В этот вечер можно было
увидеть покойных, заглянув в устье печи или в дверную щель. Угощение
для предков устраивали и в особые поминальные дни года. Поставив
в дверях борону, хозяин звал умерших за стол: «А кишь, душечки,
на обед: малые - через борону, а старые - через двери!». Умерших
родственников можно было увидеть с печи, посмотрев через хомут,
либо с улицы, заглянув в окно или в замочную скважину. В Южной России
на Троицу «парили покойников»: подметали могилы банным веником.
Существовал обычай топить баню для мертвых. В Болгарии прикладывали
ухо к ореховым веткам, прислушиваясь к пребывающим в них душам,
- считалось, что так можно даже разговаривать с умершими. Души умерших
показывались людям чаще всего в виде птиц. Поэтому в знак поминовения
усопших на могилах, на перекрестках дорог птицам рассыпали зерно.
Птицу, стукнувшую в окошко или залетевшую в дом, считали душой умершего
родственника. Иногда с покойным общались через кукушку, которую
считали вестницей с того света. Заслышав кукушку, женщины, потерявшие
своих близких, причитали наедине с ней, выспрашивали у нее новости
с того света о своих родных, передавали им наказы и просьбы. Часто
умершие являются своим близким во сне: просят не плакать по ним,
жалуясь, что от этого им мокро лежать в могиле, обращаются к живым
с различными просьбами. Вещи, которые просил умерший, передавали
на тот свет в гробу с очередным покойником или пускали по воде,
считая, что рано или поздно они доплывут в страну мертвых.
Неисполнение своего долга по отношению к умершим грозило живым разными
бедами. Мертвые имели власть над погодой и могли наслать дождь или
засуху. От них зависел урожай. Если покойным не оставляли поминального
ужина, они наказывали родных болезнями и несчастьями. Как и всякий
контакт с потусторонним миром, общение с умершими, особенно с «нечистыми»
покойниками, считалось делом опасным. Поэтому от них защищались
разными магическими способами.
Книги по теме
|