Мифы древних славян

 
Боги, божества и другие мифологические персонажи

Монстры, чудовища и фантастические существа     Животные и растения     Природные явления и устройство мира

Жизнь и смерть   Сокровища    Дети    Легенды городов, домов и других мест    Легенды о священниках, знахарях и других персонажах

 





Как был сотворен человек?
Где жили боги и духи?
Отец света
Небесный кузнец
Катигорошек
Всадник на красном коне
Дажьбог
Из жизни светил
Перун
Жертвоприношения
«После дождичка в четверг...»
Страшная казнь
Илья-пророк
Илья Муромец
Род
Рожаницы
Велес - Скотий бог
Велесовы внуки
Стрибог
Святовид
Святогор
Праздник Святовида
Мокошь
Семь пятниц
Китоврас
Лада
Благословение Лады
Леля
Полеля
Дид
Дидилия
Триглава
Ярило
Ночь на Ивана Купалу
Мара (Марена)
Кострома
Колядование
* * *

Низшая мифология славян
Баба Яга
Кощей Бессмертный
Черти
Ведьмы
Охота на ведьм
Кузнецова колдунья
Дух дома - домовой
Домовиха (кикимора)
Дворовый
Овинник
Банник
Леший
Полевики и полудницы
Водяной
Русалки
Летающий змей
Змей Горыныч
Оборотни
Волкодлак
Самодивское хоро
Алатырь-камень
Морозко
* * *

Мир, природа и природные явления
Как устроен мир?
Мировое древо
Пространство и границы мира
Как славяне представляли время?
Судьба и суденицы
Что такое смерть?
Где находится тот свет?
Общение с умершими
Солнце, месяц и звезды
Основные элементы природы
Природные стихии
Как человек добыл огонь
* * *
Животные и растения
Почему враждуют собака, кот и мыши
Волк
Медведь
Как появилась черепаха
Пчела
Аист
Кукушка
Жаворонок
Древо жизни
Дуб
Береза
Орешник
Бузина
Осина
Притча о Драве

Поиск по сайту

Общение с умершими

Контакт с умершим устанавливали сразу же после его смерти. К нему обращались с причитаниями и обещали оделить всем необходимым: домом, скотом, одеждой, хлебом, деньгами. Дом умершему заменял гроб —домовина. Что-либо из его скота и одежды отдавали нищему, который как бы замещал собой покойного, так как в нем видели обожествленного предка. Иногда во время похорон на кладбище вели любимых домашних животных покойного, а пчелы, по рассказам, часто сами летели туда за своим хозяином. В гроб покойнику клали смену одежды, замужней женщине — свадебный наряд. Для умершего пекли пресный хлебец, гроб обсыпали зерном, а в руку покойнику вкладывали монеты — для пропуска на тот свет. Курящему клали в гроб табак, пьянице — водку, музыканту — гармошку, ребенку — игрушку. Умершему холостому парню похороны устраивали в виде свадьбы. Чтобы он успокоился и не посягал на живых, ему выбирали девушку, которую одевали, как невесту. Считалось, что в будущем она соединится с ним на том свете. На следующий день после похорон ходили на могилу «будить покойника» - приглашали его на завтрак. Погребенного не только оплакивали, но иногда и веселили песнями, плясками и играми. На поминках умершему ставили отдельное угощение, делились с ним своей едой или отдавали его долю нищим, которых приглашали на поминальную трапезу. Еду носили и на могилы умерших. В некоторых местах жгли костры — «грели покойников». В Болгарии их звали по имени, приглашая к огню обогреться. На сороковой день после смерти провожали душу на тот свет: стелили покойнику постель под образами для отдыха перед дальней дорогой, пекли печенье в виде лесенки, как бы помогая умершему взойти на небо. По поверьям, на Рождество души предков посещают свои дома. Для них готовили поминальную еду и приглашали их на рождественский ужин. В этот вечер можно было увидеть покойных, заглянув в устье печи или в дверную щель. Угощение для предков устраивали и в особые поминальные дни года. Поставив в дверях борону, хозяин звал умерших за стол: «А кишь, душечки, на обед: малые - через борону, а старые - через двери!». Умерших родственников можно было увидеть с печи, посмотрев через хомут, либо с улицы, заглянув в окно или в замочную скважину. В Южной России на Троицу «парили покойников»: подметали могилы банным веником. Существовал обычай топить баню для мертвых. В Болгарии прикладывали ухо к ореховым веткам, прислушиваясь к пребывающим в них душам, - считалось, что так можно даже разговаривать с умершими. Души умерших показывались людям чаще всего в виде птиц. Поэтому в знак поминовения усопших на могилах, на перекрестках дорог птицам рассыпали зерно. Птицу, стукнувшую в окошко или залетевшую в дом, считали душой умершего родственника. Иногда с покойным общались через кукушку, которую считали вестницей с того света. Заслышав кукушку, женщины, потерявшие своих близких, причитали наедине с ней, выспрашивали у нее новости с того света о своих родных, передавали им наказы и просьбы. Часто умершие являются своим близким во сне: просят не плакать по ним, жалуясь, что от этого им мокро лежать в могиле, обращаются к живым с различными просьбами. Вещи, которые просил умерший, передавали на тот свет в гробу с очередным покойником или пускали по воде, считая, что рано или поздно они доплывут в страну мертвых.
Неисполнение своего долга по отношению к умершим грозило живым разными бедами. Мертвые имели власть над погодой и могли наслать дождь или засуху. От них зависел урожай. Если покойным не оставляли поминального ужина, они наказывали родных болезнями и несчастьями. Как и всякий контакт с потусторонним миром, общение с умершими, особенно с «нечистыми» покойниками, считалось делом опасным. Поэтому от них защищались разными магическими способами.

Книги по теме


История, мифы и боги древних славян
Ирина Пигулевская

Русские богатыри (сборник)

Мифы древних славян
Александр Афанасьев

Русские боги. Подлинная история арийского язычества
Анатолий Абрашкин

Мифы и легенды восточных славян
Е. Е. Левкиевская

Легенды и боги древних славян
Александра Баженова

Мы держим небо. Правда о русских богатырях
Лев Прозоров

Славянская мифология
Александр Афанасьев

Мифы древних славян
Александр Иликаев

 

 
ShimaShnei фанфики, ранобэ на русском, фэнтези книги, новеллы
Рейтинг@Mail.ru