Природные стихии
Гром происходит от того, что Бог разбрасывает по небу камни или
кидает их на землю, по небу на огненной колеснице ездит Илья-пророк
или сражаются чудовищные летающие змеи. Огненные стрелы, падающие
с неба, люди находят на земле в виде особых камешков -«громовых
стрел», «чертовых» или «божьих пальцев». При вспышке молнии виден
блеск разверзшихся небес. Во время грозы Бог поражает молнией черта:
в этот момент он прячется в воду, под дерево, под камень или в некоторых
животных. Поэтому в грозу опасно укрываться под многими деревьями
или в воде. Градовыми тучами управляют небесные змеи-драконы или
обитающие в тучах мифические существа, в которых превращаются самоубийцы,
утопленники или висельники. Они гонят по небу тучи -«стада коров»,
толкут в ступах лед, делают из него град и наказывают им людей за
их грехи.
Град бьет, если женщина родит внебрачного ребенка, если мать убьет
своего младенца, если повесившегося человека похоронят на кладбище,
а не на месте его самоубийства. Когда надвигалась градовая туча,
старались отвести или отогнать ее заклинаниями, испугать криком
и шумом,«рассечь» топором или косой. На двор выкидывали хлебную
лопату, кочергу и другую печную утварь. Чтобы остановить град, раскусывали
градины, бросали их через голову или в огонь.
Обитатели загробного мира имеют власть и над дождем. Поэтому во
время ненастья называли по именам утопленников и просили их прекратить
дожди, а во время засухи голосили по мифическому утопленнику: «Макарка-сыночек,
вылезь из воды, разлей слезы по святой земле!» Мороз представляли
старичком с длинной седой бородой. От его стука наступают трескучие
морозы. У мороза много общего с образом предка. Как и умерших, его
приглашали на рождественский ужин: «Мороз, мороз, иди кутью есть!
А летом не бывай, наших пашен не побивай, ячмень не съедай, а то
привяжем к груше, пообрываем уши!»
Снег - это белые мухи, которые появляются на смену обычным, черным.
Закончив осенью полевые работы, крестьяне старались выгнать мух
из своего дома и приговаривали, призывая снежную зиму: « Черные
мухи - из хаты, белые -в хату» Ведь чем обильнее снег на полях,
тем богаче осенью будет урожай.
Метель представляли вьющимися возле улья пчелами или прядущейся
пряжей. Снег на своем носу приносит лебедь. Журавли улетают с первым
снегом под крыльями. Весной последний снег приносит на крыльях аист,
а ласточки окончательно «вытрясают» его.
Ветер пребывает в земных пещерах, пропастях или ямах, а стерегут
их летающие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец. Местом обитания
ветра считали также глухой лес, пустынный остров, заморские края
или крутую гору. Ветры срываются с цепей, которыми они прикованы
к скале посреди моря. Ветер можно вызывать, если свистеть, петь,
дуть, размахивать руками, бить землю палкой. Мельники «запрягали»
ветер, бросая с мельницы горсти муки. Ветер поднимается, когда повесится
человек. В вое ветра слышны стоны висельника. Ветром сопровождается
появление нечистой силы. Вихрь — это свадьба чертей. В нем крутятся
черти, ведьмы и другие демоны. Радугу представляли змеем, который
высасывает воду из рек. озер и колодцев и перекачивает на небо.
Если мужчина пройдет под радугой, то превратится в женщину, а женщина
- в мужчину. По радуге гадали об урожае -смотрели, какого цвета
полоса окажется шире. Белый цвет означал хлеб, красный - вино, зеленый
- пшеницу, синий - капусту и другие овощи, желтый - просо или подсолнечник.
Книги по теме
|