Кострома
Всем известен город Кострома. Но, повторяя его название, большинство
из нас и не подозревает, что пришло оно из давней старины, из обрядов
наших предков-язычников.
Одним из источников для исследователей мифологии всегда была топонимика
— изучение географических названий. Обнаруженная где-либо «Перунова
гора», «Ярилова плешь», «Острая могила» расскажет сведущему человеку
немало об истории этой земли.
Слово «Кострома» осталось в названиях двух притоков Волги и города.
Оно напоминает об одном из языческих обрядов проводов весны. Наряду
с Ярилой и Ладой Кострома была одним из главных персонажей веселого
празднества, проходившего спустя неделю после летнего солнцестояния,
накануне Петрова дня.
Кострома была не языческая богиня, а просто соломенная кукла, воплощающая
весенние силы плодородия. Некоторые ученые «переводят» ее имя так:
«мать колосьев». Но в конце июня хлеба уже заколосились, и пришла
пора прощаться с Костромой. Обряженному в женские одежды соломенному
чучелу, участвовавшему в гулянье молодежи, в конце концов устраивали...
похоронную процессию и торжественно топили в реке. Оплакивали, прощаясь
до будущей весны. Пели ритуальные песни:
Кострома, Кострома,
Ты нарядная была,
Развеселая была...
А теперь, Кострома,
Ты во гроб легла...
Но эти грустные песни никак не усмиряли общее веселье.
В разных местностях эти веселые «похороны» совершались по-разному.
Случалось, Кострому изображала девушка, завернутая в простыню, с
дубовой веткой в руках. Она вела за собою хоровод. И только на последнем
этапе появлялось соломенное чучело.
В украинских селах привычна была мужская ипостась Костромы — чучело
Кострубонька. Обряд прощания был схож: его тоже кидали в воду или
сжигали. Ритуал этот сохранился кое-где до начала XX в.
Книги по теме
|