Мифы древних славян

 
Боги, божества и другие мифологические персонажи

Монстры, чудовища и фантастические существа     Животные и растения     Природные явления и устройство мира

Жизнь и смерть   Сокровища    Дети    Легенды городов, домов и других мест    Легенды о священниках, знахарях и других персонажах


 





Как был сотворен человек?
Где жили боги и духи?
Отец света
Небесный кузнец
Катигорошек
Всадник на красном коне
Дажьбог
Из жизни светил
Перун
Жертвоприношения
«После дождичка в четверг...»
Страшная казнь
Илья-пророк
Илья Муромец
Род
Рожаницы
Велес - Скотий бог
Велесовы внуки
Стрибог
Святовид
Святогор
Праздник Святовида
Мокошь
Семь пятниц
Китоврас
Лада
Благословение Лады
Леля
Полеля
Дид
Дидилия
Триглава
Ярило
Ночь на Ивана Купалу
Мара (Марена)
Кострома
Колядование
* * *

Низшая мифология славян
Баба Яга
Кощей Бессмертный
Черти
Ведьмы
Охота на ведьм
Кузнецова колдунья
Дух дома - домовой
Домовиха (кикимора)
Дворовый
Овинник
Банник
Леший
Полевики и полудницы
Водяной
Русалки
Летающий змей
Змей Горыныч
Оборотни
Волкодлак
Самодивское хоро
Алатырь-камень
Морозко
* * *

Мир, природа и природные явления
Как устроен мир?
Мировое древо
Пространство и границы мира
Как славяне представляли время?
Судьба и суденицы
Что такое смерть?
Где находится тот свет?
Общение с умершими
Солнце, месяц и звезды
Основные элементы природы
Природные стихии
Как человек добыл огонь
* * *
Животные и растения
Почему враждуют собака, кот и мыши
Волк
Медведь
Как появилась черепаха
Пчела
Аист
Кукушка
Жаворонок
Древо жизни
Дуб
Береза
Орешник
Бузина
Осина
Притча о Драве

Поиск по сайту

Ночь на Ивана Купалу

Ну кто не слышал о самом веселом и разгульном старинном празднике «ночь на Ивана Купалу»? Костры, песни, купания, сбор волшебных трав — было где душе разгуляться в этот праздник.
А ведь языческий Купала никогда не был Иваном. У него вообще не было никакого имени. А приобрел он его, когда праздник Купалы, приходящийся на дни летнего солнцестояния, на самые короткие ночи, сошелся с христианским праздником Рождества Иоанна Крестителя, предтечи Иисуса Христа. Да так закрепилось это имя, что стали купальские праздники называться Ивановым днем.
Предки наши считали, что пора буйного роста трав, созревания хлебов — самое время для разгула злых духов. Вступают в силу и их прислужники — ведьмы, ворожеи, оборотни, колдуны, стремящиеся причинить людям как можно больше вреда.
Не зря, наверное, именно ночь на Ивана Купалу выбрали ведьмы, чтобы устраивать свои шабаши с чертями на Лысой горе. Особенно часто проказили в эти дни всяческие лешие, домовые, русалки.
Для борьбы с нечистью и необходимо было вершить очистительные обряды. Именно поэтому в ночь на Ивана Купалу и разжигали костры, через которые прыгали попарно увенчанные цветами парни с девушками, вокруг которых водили хороводы с песнями. Проводили меж кострами и скот, ведь очищение приносил не только огонь, но и дым.
Очистительный огонь язычники отождествляли с солнцем. Огромные костры пылали в купальскую ночь на околице села, рядом с лугами и пашнями. На вкопанный в землю столб обычно водружали смоляную бочку или колесо. Обложив соломой, столб поджигали, и густой дым стелился над крышами домов, над молодыми посевами. А еще в огонь швыряли отслужившие свое кожухи, лапти, одежду больных.
Любимой забавой было катание с горки к реке горящих колес. Счастливчиком считался тот, чье колесо тухло, лишь коснувшись воды. Так отмечали селяне поворот солнца с лета на зиму. Огонь, возжигаемый на Купалу, был не простой, домашний. Считалось, что огонь к этому случаю непременно нужно было добыть трением деревянных брусков —-«живой огонь».
Особенно строго следили в ту ночь, полную чародейства, за скотиной. Лошадей не выпускали в ночное пастись на луга, телят оставляли ночевать вместе с коровами. А на подоконники клали жгучую крапиву, чтобы нечистая сила не проникла в дом и не натворила бед.

Не только огни костров, но и очищение водой было приметой купальской ночи. Этому празднику обычно предшествовали «русалии» — шумные торжества, завершавшиеся купанием в реке.
Мифических русалок, олицетворение воды, в эти дни зазывали в поля и луга: ведь там, где они резвились, земля обычно наполнялась влагой. Травы там были гуще, и зеленее, а хлеба колосистее. Люди во время этих игрищ обливали друг друга водой, а девушек со смехом и прибаутками бросали в пруд или в реку. Верили, что в купальскую ночь росы — небесные слезы — обладают целебной силой, могут подарить красоту и здоровье. И поэтому кормили скотину росною травою, чтобы давала больше молока, сами «купались» в росе.
А вечером, попарившись в баньке, шли плескаться в пруды, озера, реки. Считалось, что купальская вода имеет такую же очистительную силу, как и огонь. Кстати, купаться людям в природных водоемах разрешалось лишь после Иванова дня. По народному, христианскому поверью, именно в этот день Иоанн Креститель прогонял из воды злых духов.
Еще этот праздник называли днем Ивана Травника. Ведь лечебные травы, собранные в этот период, чудодейственны. В древнерусских книгах-травниках описаны цветы, плоды, коренья, травы, которые надо собирать именно в ночь на Ивана Купалу. Известен указ царя Алексея Михайловича в 1657 г. Там подробно перечислены растения, которые надобно «набрать июня в 23-й день» для дворцовых нужд. Срывать «целючие травы» надо было на заре Иванова дня, пока на них не обсохла роса, и хранить весь год, как святыню. Они помогут, если обкуривать ими больных, сохранят дом от молнии, ежели бросить щепотку сухотравья в затопленную печь во время грозы.
На Купалу мечтали смельчаки найти и увидеть, как распускается «жар-цвет», папоротник. Ведь именно в те мгновения, когда с треском раскрывается этот Перунов цветок, из земли выходят клады, загораясь синими огоньками..
Не менее желанна была встреча с «разрыв-травой», от прикосновения которой разлетается на кусочки любой металл, отворяются любые запертые двери. Чтобы добыть ее, надо было в купальскую ночь косить траву на диком пустыре, пока лезвие косы не переломится. Где оно упадет, траву надобно собрать и бросить в реку. Та зелень, что поплывет против течения, и есть разрыв-трава.
Немало забав, забот, веселья было во всеми любимом и почитаемом чествовании Купалы, Традиция требовала непременного участия в празднике всех жителей селения от мала до велика. Только все вместе могли они защитить свои жилища и каждого их обитателя от злых сил, пытавшихся одолеть людей в купальскую ночь.

Книги по теме


Славянские мифы
Составитель: Ольга Крючкова

Русские богатыри
Редактор: Владимир Кузьмин

Русские богатыри
Игорь Беличенко

Русские былины и сказания
Александр Иликаев

Сварог. Победитель зла
Михаил Серяков

Мифы, легенды, сказки древних славян
Пересказчики: Александр Афанасьев, Алексей Толстой, Георгий Науменко, Лидия Елисеева

Русь арийская. Наследие предков. Забытые боги славян
Александр Белов

Мифы славян для детей и их родителей. Меч Сварога
Александр Асов

Радигост и Сварог. Славянские боги
Михаил Серяков


Детская книга-раскраска. Часть 1
славянские мифы издательства "Северная Сказка"...

Детская книга-раскраска. Часть 2
славянские мифы издательства "Северная Сказка"...

Игры, в которые играют Боги
славянские мифы издательства "Северная Сказка"...

Приключения Ярого Бога
славянские мифы издательства "Северная Сказка"...

Трагедия Бога Велеса
славянские мифы издательства "Северная Сказка"...
 

 

Рейтинг@Mail.ru