Велесовы внуки
С приходом христианства культ Велеса был заменен, очевидно, почитанием
св. Власия Савастийского. На многих иконах этот святой изображен
на коне в окружении коров, лошадей, овец. Крестьяне называли Власьев
день коровьим праздником. В этот день скот кормили хлебом и поили
крещенской водой.
Народная традиция связывала Велесов день с христианским праздником
Богоявления. Считалось, что канун этого дня, на святки, — время
особого разгула нечистой силы («страшные вечера»). В крещенские
вечерки девушки гадали. На святках устраивали смотрины невест, разгульные
игрища с песнями и плясками. Непременными участниками гуляний были
ряженые, причем среди них главенствовали маски медведя и быка. На
праздники непременно пекли обрядовое печенье, изображающее скот:
«коровки», «рожки», «баранки»...
И еще в Богоявление проводился обряд освящения скота. Обычно после
обедни крестьяне шли домой и там совершали воистину языческое действо.
Всей семьей отправлялись на скотный двор. Женщины несли икону и
зажженную свечу, брат или сын топор острием книзу, а хозяин в тулупе,
вывороченном мехом наружу, шел с миской, наполненной крещенской
водой, и соломенным кропилом. Шли торжественно, в полном молчании.
Вокруг выпущенной из помещения скотины, которая начинала есть специально
разбросанный по загону корм — разломанный хлеб, лепешки, зерно,
— эта странная процессия обходила три раза. Хозяин окроплял водой
каждое животное.
Один из обычаев старины позволил расшифровать строки «Слова о полку
Игореве: «ВещийБояне, Велесоввнуче...» Известно, что под Новый год
и на святочной неделе в деревнях на посиделках исполняли целые циклы
былин — старин. А так как праздники эти были посвящены Велесу, то
и прославленный певец по праву мог считаться внуком этого божества.
Книги по теме
|