Священная омела

Сегодня, на шестой день после новолуния, на небе красуется узкий
золотой серп молодого месяца. Накануне землю слегка припорошило
снегом, редкие хлопья падают и сейчас. Спасаясь от холода, мужчины
надели плащи, накинули на головы капюшоны и потуже затянули штаны
на щиколотках. Женщины зябко кутаются в яркие накидки из грубой
шерсти...
Несмотря на непогоду, люди из племени арвернов пришли на встречу,
назначенную друидом Тевтоматосом. Все охотно откликнулись на его
зов: и богачи со своим окружением — клиентами, и самые бедные крестьяне
с женами.
Процессия трогается в путь и покидает деревню. Во главе ее — друид,
которого легко узнать по белому одеянию. Только он знает дорогу
к богам, и все доверчиво следуют за ним без лишних вопросов. Временами
он произносит молитвы, но слова их тут же растворяются в морозном
воздухе, и люди продолжают идти в полном молчании... Вслед за друидом
тяжело бредут два молодых белых вола, на которых впервые надели
ярмо.
Дорога к вершине плоскогорья становится все круче. На опушке Тевтоматос
задерживается, поджидая отставших, а затем сворачивает в лесную
чащу. Внезапно поднимается ветер, он с силой раскачивает ветви деревьев.
Лес словно заговорил в ответ на слова друида! Впрочем, никто из
тех, кто следует за Тевтоматосом, не сомневается, что ему знаком
язык деревьев.
По мере того, как галлы углубляются в лес, исчезает дорога — то
последнее, что связывало их с привычным миром, с полями и деревнями,..
Когда они выходят на поляну, человек в белом подает знак рукой,
и все останавливаются.
«Дерво!» — восклицает он, указывая на старый зимний дуб с причудливо
искривленными ветвями.
«Дерво!» — благоговейно повторяет за ним толпа.
На вершине дуба виднеется большая омела, похожая на зеленый шар.
Друид привел свой народ к священному дереву, которое боги избрали
для этого странного растения с мелкими белесоватыми ягодами. Оно
не коренится в земле и цветет зимой, когда вся природа погружена
в сон. Галлы верят, что омела, черпающая жизненные соки не из земли,
и впрямь принадлежит к иному миру — миру богов и усопших. Вырастая
на безжизненной ветке, она словно дает людям понять, что и смерть
может порождать жизнь, а значит, существует и другой, загробный,
мир, о чем неустанно напоминают друиды.
Толпа окружила дерево плотным кольцом. Тевтоматос с трудом забирается
на нижний сук, а затем осторожно поднимается вверх, к верхушке дуба.
Наконец он достает серп с тонким сверкающим лезвием из чистого золота.
Торжественно пропев несколько молитв, он срезает омелу и бережно
заворачивает ее в чистую ткань. Тем временем оба вола уже принесены
богам в жертву...
Хлопья снега падают все гуще, в лесу смеркается. Люди спешат возвратиться
в деревню, счастливые тем, что уносят с собой священную омелу.
Книги по теме
|