Бисямон (Бисямонтэн) - один из семи японских богов, приносящих счастье и удачу.
Японцы позаимствовали его из индуистской мифологии и даже считали
его наследником Вайшраваны, одного из царей-хранителей. Его изображают
воином с копьём. Сначала Бисямон был стражем севера, но потом стал
охранять закон и защищать людей от болезней и демонов, также он
является богом войны. Люди верят, что Бисямон обладает огромным
богатством и раздаёт десять различных видов сокровищ или удач Вместе
с остальными шестью богами он путешествует на корабле и дарует достойным
счастье, удачу, богатство.
Образ этого божества восходит к индуистскому богу Кубере (Вайшраване)
- стражу подземных сокровищ и охранителю Севера, а также
защитнику религии. Любопытно, что в ряде источников Кубера
позиционируется как живший в первой четверти II века легендарный
царь Канишка, известный своим непомерным богатством и изрядными
благодеяниями, снискавшими ему сан божества. Народные верования
отождествляют Бисямонтэна с синтоистскими божествами Эномотося и
Дай-гёдзи. В японской мифологии Бисямонтэн - как и Кубера (или
Вайшравана) - охранитель (локапала) Севера. В скульптурных
композициях Бисямонтэн, как правило, фигурирует среди трех
остальных владык света. У древних японцев пользовались
популярностью и парные изображения Бисямонтэна, где он
соседствует с локапалами Дзодзётэном (Вирудхака) или
Дзикокутэном (Дхритараштра). Он входит в число аватар
(«спасителей мира», частью божеств, частью смертных)
Дзидзобосацу - японского бога-покровителя детей и путников.
Однако наиболее древние пласты верований представляют
Бисямонтэна в качестве бога счастья и богатства; некогда
существовал даже его самостоятельный культ. Каждому японцу
хорошо известна легенда о мудром отшельнике, обитавшем на горе.
Сиги, которому была мистическим образом ниспослана фигурка
Бисямонтэна. Она обладала чудотворными свойствами и принесла
своему обладателю заслуженное воздаяние за его добродетели, а
потом перешла к доблестному воителю Кусуноки Масасиге
(1294-1336), безмерно почитавшему ее и в честь бога назвавшему
своего сына Бисямонтэном. Если обратиться к такому авторитетному
источнику как «Инрёкэн нитироку»(это знаменитая летопись,
которую на протяжении нескольких десятилетий добросовестно вели
монахи киотосского монастыря Сёкокудзи), то можно обнаружить,
что, начиная с конца XV столетия, среди верующих было принято
устанавливать изображения Бисямонтэна на так называемой «полочке
для богов» (камидана). Поступая таким образом, они надеялись
скорее обрести счастье. Кстати, именно в этот период времени
Бисямонтэну было суждено войти в число Семи богов счастья, что
явилось следствием слияния в народном сознании образов
Бисямонтэна и Дайкокутэна - главного бога счастья.