Мифы Индии

 
Боги, божества и другие мифологические персонажи

Монстры, чудовища и фантастические существа     Животные и растения     Природные явления и устройство мира

Жизнь и смерть   Сокровища    Дети    Легенды городов, домов и других мест    Легенды о священниках, знахарях и других персонажах


 





Сотворение мира
Начало великой вражды
Мир Брахмы
Воплощение Брахмы
Воплощения Вишну
Четыре века
Добродетель сострадания
Слово царя Варанаси
Гаутама и слон
Яяти и его сыновья
Как боги стали бессмертными
Победа Индры над Вритрой
Гнев Рудры-Шивы
Обманщик Майя
Падение Трипуры
Честный Кача
Сын великого Шивы
Ганеша - Бог мудрости
Как высох океан
Сошествие Ганги на землю
Царевна-лягушка
Кубера и Равана
Как Шива прищемил Раване палец
Рождение Рамы
Испытание Рамы
Лук Шивы
Битва
Освобождение мира от Раваны
Сон царя Мучукунды
* * *
Сколько всего богов?
Агастья
Агни
Адити
Брахма
Варуна
Гаутама Будда
Гаруда
Дакини
Дакша
Дурга
Индра
Кали
Ману
Маруты
Парвати
Пушан
Рама
Рибху
Сарасвати
Сита
Сурья
Хануман
Цари-хранители
Шива
Яма
* * *
Амрита - напиток бесмертия
Происхождение смерти
Гора Меру и напиток бессмертия
Почему у тигров такой печальный вид
Мантикора
Каркаданн

Поиск по сайту


 

Агни

Агни - бог огня, домашнего очага и жертвенного костра. Он был главным из земных богов, являлся образом священного огня и стоял в центре основного древнеиндийского ритуала. Основной его функцией было посредничество между людьми и богами, так как именно языками пламени жертвенного огня возносились жертвы на небо.

Для Агни характерно противоречие в описании: то у него три головы, то ни одной; то он старый, то молодой; иногда он с ногами, иногда безногий. Кроме того известно множество ипостасей божества: солнце и молния (огонь на небе), огонь в водах, огонь жертвенного костра. Он постоянно сравнивался с разными богами, людьми, животными, птицами, отдельными предметами.
Нет единой версии и о происхождении Агни: он рождён в водах, возник на небе, родился от самого себя, произошёл от трения двух кусков древесины, понимаемого как акт зачатия. Поэтому был сыном Дакши, Дакшины, Илы (Иды), Пришни, жреца, жертвователя, утренних лучей, растений и т. п. Он родился в трёх местах: на небе, среди людей и в водах; у него три жилища, у него троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка.

Агни горел, сиял, освещал, обладал всеми силами, заполнял воздушное пространство, открывал двери тьмы, укреплял небо и землю, охранял их, восходил на небо, рождал оба мира, жил в воде; знал все пути, все мудрости, все миры, все людские тайны; наблюдал за всем на свете, правил законом; приводил богов на жертвоприношение. Он был дружествен к людям, к долгу, соединял супругов, приносил богатство, поощрял певцов, поражал врагов, тьму.

Многочисленны имена Агни, хотя высшее из них хранится в тайне: он — асура, пожиратель жертвы, первый Ангирас, Митра, Рудра, Матаришван, Бхарата и т. п.; из его эпитетов особенно известны: Джатаведас — «знаток всех существ», Тану на пат — «сын самого себя». Вайшванара — «принадлежащий всем людям», Нара-шанса — «хвала людям».

Книги по теме


Мифы буддизма и индуизма
Ананда Кумарасвами, Маргарет Нобель

Индийские притчи
 
     

 

 

Рейтинг@Mail.ru