Агни
Агни - бог огня, домашнего очага и жертвенного костра. Он был
главным из земных богов, являлся образом священного огня и стоял
в центре основного древнеиндийского ритуала. Основной его функцией
было посредничество между людьми и богами, так как именно языками
пламени жертвенного огня возносились жертвы на небо.
Для Агни характерно противоречие в описании: то у него три головы,
то ни одной; то он старый, то молодой; иногда он с ногами, иногда
безногий. Кроме того известно множество ипостасей божества: солнце
и молния (огонь на небе), огонь в водах, огонь жертвенного костра.
Он постоянно сравнивался с разными богами, людьми, животными, птицами,
отдельными предметами.
Нет единой версии и о происхождении Агни: он рождён в водах, возник
на небе, родился от самого себя, произошёл от трения двух кусков
древесины, понимаемого как акт зачатия. Поэтому был сыном Дакши,
Дакшины, Илы (Иды), Пришни, жреца, жертвователя, утренних лучей,
растений и т. п. Он родился в трёх местах: на небе, среди людей
и в водах; у него три жилища, у него троякий свет, три жизни, три
головы, три силы, три языка.
Агни горел, сиял, освещал, обладал всеми силами, заполнял воздушное
пространство, открывал двери тьмы, укреплял небо и землю, охранял
их, восходил на небо, рождал оба мира, жил в воде; знал все пути,
все мудрости, все миры, все людские тайны; наблюдал за всем на свете,
правил законом; приводил богов на жертвоприношение. Он был дружествен
к людям, к долгу, соединял супругов, приносил богатство, поощрял
певцов, поражал врагов, тьму.
Многочисленны имена Агни, хотя высшее из них хранится в тайне:
он — асура, пожиратель жертвы, первый Ангирас, Митра, Рудра, Матаришван,
Бхарата и т. п.; из его эпитетов особенно известны: Джатаведас —
«знаток всех существ», Тану на пат — «сын самого себя». Вайшванара
— «принадлежащий всем людям», Нара-шанса — «хвала людям».
Книги по теме
|