Происхождение смерти
В великой древнеиндийской эпической поэме «Махабхарата» рассказывается,
что, когда Брахма создал мир, люди были бессмертными — они жили
в Золотом веке. Их бесчисленные поколения умножились на земле, и
земля, страдающая под их тяжестью, взмолилась к Брахме. Брахма внял
ее мольбе, но не мог придумать; как сократить число живущих. Божественное
бессилие привело к тому, что творец разгневался, и гнев его породил
пламень, который мог погубить все творение. Тогда бог Шива обратился
к творцу с советом не губить все живое, а сделать так, чтобы люди
умирали, но род их не прекращался.
* * *
Брахма усмирил бушующий пламень, но из тела его вышла женщина
с венком из лотосов на голове. Она сразу направилась к югу, ведь
там, по индийским представлениям, было царство смерти — преисподняя.
Тогда Брахма и повелел ей идти и убивать живые существа. Смерть
— ее имя было Мритью (родственное русскому «смерть») — расплакалась,
ибо не хотела, чтобы ее проклинали все живые существа. Брахма собрал
ее слезы, не дав им пролиться на землю: он облегчил Мритью тяжкий
труд, создав из ее слез болезни, — они лишали людей жизни.
Богиня Адити, воплощавшая безграничность мира, в начале времен породила
множество богов, но восьмой ее потомок Вивасват выглядел безобразным
— он не имел ни рук, ни ног (что сближало его образ со змеем), высота
его была равна толщине... Старшие братья — боги Митра, Варуна и
Бхага решили довершить его образ и отсекли все лишнее: так получился
первый человек, творение божественных рук. Из лишних же частей возник
слон. Бог Тваштар выдал за это создание свою дочь Сараньюю, и та
родила ему близнецов Яму и Ями. Но богиня помнила, что Вивасват
не ровня ей: она сотворила свое подобие, сама же покинула мужа.
Тот не заметил подмены, и мнимая жена родила ему других детей, в
том числе сына Ману — он создал первые законы, от него произошли
все смертные люди. Но мачеха выдала себя: она неровно относилась
к собственным детям и детям богини, что привело к ее ссоре с Ямой.
Тот едва не совершил насилия над мачехой, и мачеха прокляла его,
так что одна нога у Ямы отсохла (одноногость выдает хтонического
персонажа, связанного с землей и преисподней).
Яма стал первым умершим, его смерть оплакивала сестра Ями, и плач
мог длиться вечно, ведь тогда день еще не сменяла ночь. Боги создали
ночь, чтобы Ями прекратила причитание. После смерти Яма ушел на
юг, где воцарился в царстве смерти и стал локапалой — хранителем
одной из сторон света. Прежде там царил Агни, божество огня, но
он уступил свое место Яме, сам же стал жрецом богов — он доставляет
им жертвоприношения. Ями же стала богиней священной реки Ямуни.
Царство мертвых от мира живых отделяла другая священная река — Вайтарани.
Преодолеть Вайтарани человек может, только держась за хвост коровы,
которую он при жизни подарил брахману. Яму сопровождали помощники
— два четырехглазых пса с огромными ноздрями, они вынюхивали и высматривали
тех, кто должен был отправиться в царство смерти. Сам бог в красном
одеянии верхом на черном буйволе разъезжал по земле с дубинкой и
петлей, которыми вынимал души обреченных.
Его царство — преисподняя, состояла из нескольких адских обителей:
в нижней из трех (или двадцати одной) обителей в своей столице Ямапутре
и восседал на троне Яма, к нему приводили душу каждого умершего,
и загробный писец Читрагупта докладывал богу обо всех поступках
умершего на земле. Яма, как судья мертвых, решал его загробную участь:
сподобится ли он рая питаров, будет обитать в одном из адов или
должен будет возродиться на земле в виде человека или животного.
Ипостасями Ямы выступают Кала, бог времени, Антака, умертвляющий,
и Мритью — сама смерть. Связь божества смерти со временем естественна:
Яма считался также воплощением годового цикла — регулярного возрождения
космоса. Действительно, его путь на тот свет, путь первого умершего,
объединял все сферы мироздания и был подобен космогоническому акту.
Книги по теме
|