Волшебные звери
Согласно шведскому народному верованию, существуют
определенные животные, которых нельзя называть своими именами,
их упоминают, используя слова-заменители или намеки на их
характер. Если кто-то говорит что-то кошке либо бьет ее, ее имя
не следует произносить, поскольку она принадлежит к дьявольским
существам и близка к горным троллям в горах, которые часто
посещает. Разговаривая с кукушкой, совой и сорокой, необходимо
соблюдать большую осторожность, иначе можно попасть в ловушку,
поскольку эти птицы считаются связанными с колдунами. Таких
птиц, как и змей, нельзя убивать без причины, поскольку за них
могут отомстить. Особый грех ложится на того, кто раздавил жабу,
поскольку та могла оказаться принцессой. Не один человек, не
падая и не ломая костей, становился хромым на всю жизнь в
качестве наказания за подобную жестокость. Разговаривая о
троллях и ведьмах, следовало помянуть огонь и воду, а также
название церкви, которую посещаешь, — в этом случае можно не
ждать вреда от них. Ласку нужно было называть не этим словом, a
aduine; лису именовать «синеногой» или «той, что ходит в лесу»;
медведь был «стариком» (Gubbe, Gammeln), «дедом» {Storfar) или
упоминался под именем Наскус; крысы были «длиннотелыми», мыши
«серенькими»; тюлень — «братцем Ларсом»; волк — «золотоногим», «сероногим»
и grey-tosse. Ни в коем случае нельзя было называть волка словом
varg, поскольку в прежние времена, когда, согласно легендам,
звери еще умели говорить, волк объявил: "Назови меня «варг», и я
прогневаюсь на тебя. Назови меня золотом, и я буду к тебе добр".
Даже личные вещи не всегда называли их обычными именами: к
примеру, огонь в некоторых случаях нельзя было называть словами
eld или ell; его следовало именовать betta (теплотой). Вода,
которую использовали для изготовления пива, должна была
называться не vatn, a lag или lou, иначе пиво не получалось
достаточно хорошим.
Сорока — как и другие птицы из семейства врановых — также
являлась мистической птицей, ее всегда ассоциировали с ведьмами,
дьяволами и тайными силами ночи. Переносясь в Вальпургиеву ночь
на Блакуллу, ведьмы превращались в сорок. Если летом птицы
линяли или лысели, крестьяне говорили, что они побывали на
Блакулле, где помогали бесу возить сено, и хомуты повытерли
перья у них на шее.
|