Томте, или шведский ниссе
Жили в одной деревне два крестьянина. У обоих была пахотная земля,
поля, леса и пастбища — только один из них богател год от года,
а другой год от года беднел. У одного был дом, покрытый красной
краской и хорошо просмоленный, со стенами из досок и прочной крышей
из дерна, жилье же другого поросло мхом, стены прогнили, а крыша
протекла. Почему такая разница? Многие говорили: «У богатого в доме
томте». Томте является хозяину, а если хозяйка к нему хорошо относится,
то и хозяйке. Как выглядят эти приносящие достаток существа? По
большей части они ростом с двенадцатимесячного ребенка, но у них
проницательный и мудрый взгляд. Они носят маленькие красные шапочки,
серые куртки из грубой шерсти, с короткими штанишками и ботинками,
как у крестьянских детей. Томте обыкновенно появляется в полдень,
летом и осенью, обычно с соломиной или колоском, которые неторопливо
тащит на себе, тяжело пыхтя на каждом шагу, словно от тяжелейшего
бремени. Однажды один крестьянин увидел такого томте и начал над
ним смеяться: «Какая разница, принесешь ты мне это или нет?» Маленький
усталый человечек рассердился и стал носить колосья в дом другого
крестьянина, который в то время был совсем беден. С этого дня крестьянин,
который насмехался над томте, стал беднеть, а другой, который по
достоинству оценил трудолюбие маленького томте и заботился о каждом
принесенном колоске и каждом клочке сена, стал богатым. В его доме
стало чисто, появились порядок и изобилие.
Если конюх заботится о своих лошадях, по-доброму с ними разговаривает,
кормит их в десять часов вечера, и еще раз в четыре часа утра, у
него нет причин опасаться томте. Но тот, кто беспечен, плохо обращается
со скотом, забывает кормить животных вечером и спит до полудня,
должен остерегаться, поскольку, ступив в стойло, может получить
удар в ухо от невидимого, но твердого кулака томте. Удар можно получить
и в нос.
Полагают, души тех, кто в языческие времена был рабом, строил дома
и работал на земле, поселяются в этих маленьких серых существах,
которым приходится заниматься земледельческим трудом до самого судного
дня. До сих пор множество христиан верят в томте и каждый год делают
им какие-либо подношения — точнее, как это сейчас зовется, «дают
им вознаграждение». Это делается в утро Рождества — то есть в день,
который сделал возможным спасение всем людям, и даже томте. «Вознаграждение»
представляет собой небольшие кусочки грубой и серой шерстяной одежды,
немного табака и горсть земли.
Томте также называют ниссами. «Для хорошего нисса», — обыкновенно
говорят крестьяне в Блекинге и других местах, когда, находясь на
работах в поле, располагаются на отдых и выкладывают хлеб, сыр и
т.д. под зеленый дерн. Таким образом, крестьяне стремятся заслужить
благосклонность нисса.
Один крестьянин в Скании имел обычай каждый день класть на плиту
пищу для томте или ниссе. Об этом узнал священник. Он обыскал весь
дом, стремясь убедить крестьянина, что в доме нет ни одного ниссе.
«Почему же тогда пища исчезает каждую ночь?» — спросил крестьянин.
«Вот что я тебе скажу, — ответил священник. — Сатана берет все это
себе, чтобы в аду сложить в котелок. В этом котелке он хочет кипятить
твою душу всю вечность». С этого времени крестьянин больше не оставлял
пищи для ниссе.
Говорят, что если проследить за работой строителей и плотников,
то, когда рабочие отправляются на обед, можно увидеть, как томте
ходят поблизости или работают маленькими топориками. Когда в лесу
падает дерево, говорят: «Топор держит дровосек, но валит дерево
томте». Когда за лошадьми в конюшне хорошо ухаживают и они в хорошем
состоянии, говорят: «Конюх кладет сено в кормушку, но томте делают
лошадь толстой».
Одна домохозяйка просеивала муку и заметила, что мешок удивительно
тяжел. И хотя она часто берет из него муку, той в мешке словно прибывает.
Однажды, отправившись в амбар, она случайно заглянула через замочную
скважину или через щель в двери и увидела, как маленький томте в
потертой серой одежде сидит там и деловито просеивает муку из мешка.
Женщина тихо ушла, а потом сшила новый наряд для трудолюбивого маленького
создания и положила его на край мешка, после чего решила тайком
посмотреть, что он подумает о своем новом одеянии. Когда томте вошел,
он немедленно облачился в новый наряд и принялся просеивать муку
с еще большим усердием. Но, увидев, что мука пачкает и портит его
новый наряд, он воскликнул, отбросив решето:
«Новый наряд очень хорош.
Но он пачкается.
Никогда больше в нем не буду просеивать».
|