Лёфьерскор

Слово «Лёфьерскор» встречается в древнем шведском катехизисе.
По всей видимости, им обозначаются существа подобные «лесным девам»
(Lundjungfrur)— разновидности эльфов, которую также называют лесным
народом (Lund-folk). Долгое время существовали священные рощи язычников,
которые духовенство запрещало посещать, — а тем более осуществлять
в них поклонение языческим богам. Во времена язычества считалось,
что священные рощи охраняют невидимые божества. Если липа или какое-нибудь
другое дерево — в лесу или стоящее отдельно — росло более пышным,
чем другие деревья, его называли жилым деревом (botrad), поскольку
считалось, что в нем обитает эльф (Ra, Radande), который, оставаясь
невидимым, обитал в его тени. Того человека, который заботился о
дереве, эльф награждал здоровьем и благосостоянием, тех же, кто
приносил дереву вред, он наказывал.
Наши деды-язычники с особым почтением относились к раскидистым деревьям
и рощам из подобных деревьев, поскольку считали, что Всемогущий
создал их, чтобы украсить ими свое великое творение — а также, чтобы
дать людям и скоту защиту от палящих лучей полуденного солнца. Вышеприведенная
легенда, наряду со многими прочими, учила не уничтожать преднамеренно
жизнь даже малого ростка, который когда-нибудь может стать полезным
деревом. Легенды учили не наносить вред и рощам, в которые истинный
христианин не имел права войти для отдыха в тени, не подумав о доброте
Бога и не вспомнив, что Спаситель часто приходил в рощи со своими
учениками, чтобы рассказать им о божественных понятиях и о бессмертии
их душ. Именно в тени деревьев Он молился, именно там Ему явился
ангел со словами утешения, укрепившими Его волю. Пусть каждый христианин
подумает об этом. Пусть он позаботится о каждом растении, которое
украшает землю и приносит ей пользу. И если, встретив на своем пути
побег, он захочет его сломать, то пусть сперва подумает так: «Я
не уничтожу растущую жизнь, не испорчу украшения матери-земли; ибо
жизнь эта — собственность моего соседа. Нанести ему вред несправедливо,
а всякая несправедливость представляет собой грех».
Святость языческих рощ и деревьев, похоже, уходит корнями в обычай
развешивать в них изображения человеческих органов и прочие жертвы
после того, как они на некоторое время были погружены в священный
источник. Однако рациональные христиане имели и другую причину придерживаться
этого предрассудка: таким образом они стремились оградить леса от
людей, которые относятся к деревьям недостаточно бережно. Даже в
наши дни существуют рощи, куда человеку с топором не дозволено заходить.
Эти рощи часто стоят отдельно от леса, В некоторых местах существуют
легенды, согласно которым человек или несколько людей, которые отрезали
от «обитаемого дерева» ветку, впоследствии обязательно заболевали.
В Вестманланде существовала знаменитая сосна, называвшаяся высокой
клинтой. Она была очень стара и почти засохла; путникам она казалась
стоящей на голой скале; эта сосна только недавно упала от старости.
Русалка, которую видели в узком заливе озера Милар, как утверждали,
обитала в горе под этой сосной и была ее духом. Крестьяне часто
видели белую как снег скотину, переходившую от озера к ближнему
лугу. Ствол и ветки сосны до сих пор лежат на скале, и их никто
не трогает. В одной древней рукописи рассказывается про человека,
который собирался срубить куст можжевельника в лесу и вдруг услышал
доносящийся из земли голос: «Друг, не срубай меня!» Но он ударил
топором, и из корня полилась кровь. Перепуганный и чувствуя себя
скверно, он поспешил домой.
В балладах и легендах упоминаются молодые девы, волшебным образом
превращающиеся в деревья и кусты, однако о лёфьерскорах сохранилось
немного легенд, причем трудно понять, откуда взялось само название.
В рощах языческих божеств обитали также существа под названием хоргабрудар,
к которым люди обращались за советом в случаях сомнений и трудностей.
По-видимому, именно от них в более поздние времена идет обычай искать
помощи у лёфьерскоров (или рас, которые жили в деревьях) в случае
болезней и трудностей. Позднее христиане запретили этот обычай.
Интересно отметить, что мать Локи носила имя Лёфья (Лауфей). Вполне
возможно, что жены троллей и лёф-девы берут свое начало от нее.
Во всех странах язычники поклонялись своим идолам в рощах и под
деревьями. В «Житиях святых» рассказывается о св. Мартине, который
жил среди язычников и разрушил языческий храм. Он не встретил при
этом противодействия, но когда попытался срубить росшее неподалеку
дерево, люди бросились к нему и не позволили ему это сделать.
|