Народные легенды Дании

 
Боги, божества и другие мифологические персонажи

Монстры, чудовища и фантастические существа     Животные и растения     Природные явления и устройство мира

Жизнь и смерть   Сокровища    Дети    Легенды городов, домов и других мест    Легенды о священниках, знахарях и других персонажах


 





Тролли
Происхождение троллей
Подземный народ Борнхольма
Горный народ одалживает пиво
Фру Метте
Тролли в Углерупе
Скотте
Король Пиппе мертв!
Тролль в Маехреде
Непрошенные гости
Брудехёй, или гора невесты
Бондеветте
Свенд Фаеллинг
Алтарные чаши
Тролль из красного камня
Перчатка тролля
Обманутый тролль
Регинал
Гилликоп
Тролли хотят спасения
Тролль боится креста
Тролль боится грозы
Тролли ненавидят колокола
Тролли покидают Вендсиссель
Тролли бросают камни в церкви
* * *
Эльфы
Народ эльфов
Народ эльфов под очагом
Подземный народ обращается к повитухе
Повитуха из Фуура
Эллевильде или одержимые эльфами
Ганс Пунтлэдер
Опоздавшая невеста
Народ эльфов покидает Аерё
* * *
Король Клинт с острова Мёэн
Человек из Ёкснебиерга
Ниссе или Нисс
Киргегрим (церковный грим)
Киркегрим и береговые варселы (стрэндварселы)
Хильдемор-эльдер
Шкипер из Аархуса и лапландец
Оборотень
Мара
Русалки
Водяные
Подменыши
Как отличить подменыша
Ведьмы
Драконы
Мать-лошадь
Хель-лошадь
Церковный агнец
Могильная свинья
Ночной ворон
Василиск
Иерусалимский башмачник или вечный жид в Ютландии
Охотник за крысами
* * *
Дьявол
Монах Руус
Дьявол за картами
Школяр продает душу дьяволу
Следы дьявола
Йенс Пловгаард
Как дьявол позволил себя перехитрить
Дама из Киёлбигаарда
Праздник с дьяволом
Книга Киприануса
* * *
Призраки и привидения
Летучий охотник
Грён-Етте
Палне-яегер или Палне-Охотник
Хорис Яегер
Йонс Яегер
Охота короля Абеля
Охота короля Вальдемара
Дитя воскресенья
Духи в церкви Святого Кнуда в Оденсе
Ганс Наеб
Прозорливая женщина
Мастер Мадс и герр Андерс
Джек О'Лантерн или Джек с фонарем
* * *
Озеро Тиис
Потонувший особняк
Колодцы
Песчаные холмы в Нестведе
Деревья
Одинокий колючий кустарник
Сокровища
Разбойники
День Вольдборга
* * *
Исторические предания
Хабор и Сигнелил
Феггеклит
Курганы Еллинге
Хольгер Датчанин под Кронборгом
Смерть и похороны епископа Вильяма
Наказание за бесчеловечность
Походный сундук Свенда Грате
Даннеброг
Корабли Даннеброга
Могила маленькой Кирстен
Марск Стиг
Король Вальдемар и королева Хельвига
* * *
Исторические персонажы
Герб семьи Билле
Господин Эске Брок
Господин Эрланд Лимбек
Имя и герб Розенкрандсов
Герб семьи Тролле
Генерал-майор Сванведель
* * *
Легенды городов, домов и других мест
Копенгаген
Тайные проходы под Аалборгом
Соборы и церкви
Херлуфсхольм
Вааргаард
Замок Кронборг
* * *
Легенды о священниках и знахарях
Святой Андерс из Слагелсе
Мастер Лауридс
Священник Нёрре-Вилструпа
Святой Кильд из Виборга

 

Поиск по сайту


Алтарные чаши

В Холбекском округе, в Зеландии, между Марупом и Аагерупом когда-то стоял большой замок, развалины которого можно и сейчас видеть на берегу. Легенды считают, что в замке этом хранятся великие богатства, и спящий под землей дракон стережет сокровища трех королей. Здесь нередко видели подземных жителей, и особенно часто — в праздничные дни: они часто танцевали и веселились на берегу.
Однажды в канун Рождества один человек из Аагерупа попросил своего хозяина разрешить ему сходить посмотреть на праздник троллей. Хозяин разрешил ему взять лучшую лошадь в конюшне. Доехав до нужного места, слуга, сидя на лошади, стал наблюдать за весельем — и пока он смотрел на танцы троллей, к нему подошел маленький тролль, который предложил спуститься с лошади и принять участие в празднике. Другой тролль взял лошадь под уздцы и держал их, пока слуга не спустился. Слуга танцевал всю ночь, а когда наступило утро, поблагодарил за гостеприимство и поднялся на свою лошадь. Тролли пригласили его посетить их снова на следующий год, когда будет новый праздник. После этого девы поднесли ему большую чашу с просьбой отведать из нее. Но слуга почувствовал недоброе и, сделав вид, что поднимает чашу к губам, выплеснул жидкость за плечо, так что капли попали на спину лошади, где тут же появилось пятно от ожога. Ударив лошадь в бока, он поскакал прочь с чашей в руке по пашне. За ним бросились все тролли. Но им было трудно бежать по бороздам, и они все время кричали: «Беги по ровной земле, а не по неровной!» Но он скакал по пашне, пока не добрался до деревни. Только после этого он выбрался на ровную дорогу. Однако тут же тролли начали его догонять. Чувствуя, что развязка близка, слуга обратился с молитвой к небесам и пообещал в случае спасения подарить чашу церкви. Добравшись, наконец, до церковного двора, он бросил чашу через стену, чтобы она в любом случае оказалась в безопасности. После этого его лошадь ускорила шаг и влетела в деревню. Когда тролли почти его догнали, он проскочил в ворота своего дома, и другой слуга захлопнул за ним ворота, Теперь он был в безопасности, но тролли были так разъярены, что притащили огромный камень и швырнули его в ворота с такой силой, что четыре доски отлетели. От этого дома с тех пор не осталось и следа, но камень продолжает лежать в деревне Аагеруп. Чашу отдали церкви, а слуга получил в награду лучшее крестьянское хозяйство в поместье Эриксхолм.

Следует заметить, что Уильям из Ньюбриджа, который жил в двенадцатом веке, рассказывает историю о слуге из Йоркшира, который однажды ночью вернулся домой и увидел открытый холм, в котором веселились множество фейри. Один из них предложил ему чашу, содержимое которой слуга вылил, уехав с чашей. Эта чаша была подарена Генриху I, который, в свою очередь, подарил ее Давиду, королю Шотландии. В конечном счете Вильгельм Лев подарил ее королю Генриху II. Следует вспомнить, что провинция Деири, где проходило действие легенды, было в основном населено выходцами из Северной Скандинавии128.
В Шотландии до настоящего времени верят, что тот, кому хватит отваги, чтобы присутствовать на празднике фейри, а потом бежать от них с чашей, непременно обретет удачу в жизни, если ему удастся благополучно перенести чашу через бегущий поток. В Эденхалле, Камберданд, до сих пор бережно сохраняется кубок, который, как полагают, был унесен после праздника у эльфов человеком из древней фамилии Мусгрейв. Другие говорят, что кубок был унесен кем-то из их слуг — способом, который был описан выше. Преследующие тролли отстали, громко крича:
«Если эта чаша разобьется или упадет, Прощай, удача Еденхала!»

Между Северным и Южным Конгерслевом есть две горы, одна из которых зовется Орнехёй, а вторая — Киаерлингхёй. Обе эти горы населяют тролли, которые враждуют между собой.
Однажды в канун Рождества один крестьянин из Южного Конгерслева сидел за столом, разговаривая со своим слугой. «Христиан, — спросил он, — как выглядит горный народец из Киаерлингбиерга?» «Как они выглядят? — переспросил слуга. — А почему ты хочешь это узнать? >> Крестьянин сказал, что ему было бы интересно увидеть, как холм поднимается на четырех колоннах, а под ним начинается веселье. На это слуга ответил, что если ему позволят взять одноцветную лошадь, что стоит в конюшне, он отправится к троллям и узнает все, что следует — а также привезет знак, что он и в самом деле побывал у троллей. Крестьянин разрешил ему взять лошадь, и когда слуга доехал до нужного места, то увидел холм, стоящий на четырех колоннах — и большое празднество. Некоторое время он сидел тихо и только наблюдал — но когда настало время вернуться, он начал кричать: «Хоу! Вилдт! Хоу! Вилдт!», как обычно кричат заблудившиеся люди. Как только тролли заметили его, из горы вышел маленький мальчик с красной шапочкой на голове и предложил ему испить из золотой чаши. Слуга взял чашу, но выплеснул из нее жидкость и поспешил прочь во весь опор. Когда он проезжал мимо Орнебиерга, тролли его почти нагнали. Но те тролли, которые наблюдали за ним с горы Киаерлингбиерг, крикнули: «Скачи с твердой земли на пашню, и ты от них убежишь!» Слуга так и сделал — он покинул дорогу и поскакал по пашне и таким образом спасся, поскольку маленькие тролли были не в силах угнаться за ним по бороздам. Добравшись до дома крестьянина, слуга перекрестил ворота, лошадь, дверь и чашу, которую он все еще держал в своих руках.
Теперь он должен был рассказать своему хозяину все, что слышал и видел. Он рассказал, что всех троллей на Киаерлингхёй зовут либо Видрик, либо Дидрик, так что во время праздника можно было слышать со всех сторон: «Твое здоровье, Видрик!», «Спасибо, Дидрик!», «Твое здоровье, жена Видрика!» «Спасибо, невеста Дидрика!» и тому подобное. В доказательство правдивости своей истории он вытащил дорогую чашу, которую взял у троллей. Эту чашу высоко ценили в доме и доставали только по особым случаям.
На следующий канун Рождества какой-то маленький человек в отрепьях пришел к дому и попросил у хозяйки разрешения переночевать. «Да, конечно, — ответила женщина, — иди в комнату и возьми что-нибудь, на чем будешь спать». После этого она приготовила ему отличный обед из белого хлеба с маслом и прочими угощениями, но нищий до всего этого даже не дотронулся. Вечером был приготовлен ужин, и хозяйка пригласила гостя к ним присоединиться, но нищий снова ничего не съел. «А что, если я предложу ему хорошего пива из красивой чаши?» — подумала про себя женщина. Она так и сделала, но как только нищий получил чащу, он тут же исчез вместе с ней, хотя дверь и была закрыта.

 

 

Рейтинг@Mail.ru