Диюй — «подземное судилище»

В поздней китайской мифологии Диюй — ад. Представления о нем
сложились под влиянием буддизма, проникшего в Китай в начале нашей
эры. Существовали представления о шести формах перерождения, которые
назначались в Диюе умершему. Те, кто творили только добро, рождаются
вновь в облике князей, полководцев и сановников, менее добродетельные
— в облике купцов, ученых, ремесленников и земледельцев либо вдов,
бездетных, сирот. Наказанием считались рождения в облике животных,
птиц и насекомых или пресмыкающихся.
По древнекитайским представлениям, души умерших отправляются к Желтому
подземному источнику, или в местность Хаоли, или на гору Тайшань,
а их судьбу вершат духи земли и гор. В IV—VI веках у мудрецов даосов
упоминается Лофэн — столица подземного царства, находящаяся на горе
на крайнем севере, позднее — шесть небесных дворцов, по которым
распределялись души умерших. В IX веке появилось описание 24 подземных
судилищ на горе Фэнду. У китайских буддистов в это время появляется
представление о десяти залах Диюя. Примерно в XIII -XV веках складывается
иерархия божеств загробного мира во главе с верховным владыкой Юй-ди,
которому подчинен бог мертвых Дицзан-ван (это китайская версия буддийского
бодхисатвы Кшитигарбхи). Ему, в свою очередь, подчинены князья десяти
судилищ — янь-ваны (это название происходит от имени индийского
бога смерти Яма). В обязанность бога мертвых входит спасение душ
из Диюя. Он должен был посещать ад и из сострадания и любви позволять
душам родиться вновь и переводить их на небо. Его атрибуты: посох
для открывания дверей ада и жемчужина, свет которой освещает дорогу
в подземном мире. Кроме того, существует «великий император восточной
горы» Дунъюэдади, которому подчинены десять князей Диюя.
Диюй состоит из десяти судилищ, каждое из которых имеет шестнадцать
залов для наказаний. В первом судилище над большим морем на Черной
дороге у Желтого источника судья Циньгуан-ван, начальник остальных
судей, допрашивает души умерших. Безгрешных он отправляет в десятое
судилище, где они получают право родиться вновь, грешных — к «зеркалу
зла» на террасе, обращенной к востоку, в котором они видят отражение
своих дурных дел. В судилище есть «двор голода», «двор жажды» и
«камера восполнения священных текстов» (в нее попадают монахи, которые
взимают плату за прочтение молитв по покойникам, не дочитывая их
до конца). Души самоубийц Циньгуан-ван отправляет обратно на землю
в облике голодных демонов эгуй (кроме тех, кто совершил самоубийство
из верности долгу, сыновней почтительности или стремления сохранить
целомудрие). После истечения срока жизни, отпущенного им небом,
они попадают в «город напрасно умерших» Вансычэн, откуда нет пути
к иному рождению. Существовало поверье, что они могут вернуться
на землю и возродиться, если вселятся в чужую телесную оболочку,
поэтому души умерших преследуют живых, стараясь извести их до смерти.
Вторым судилищем управляет Чуцзян-ван. Оно расположено на юге под
морем. В сопровождении духов Чжэннин, что значит «мохнатая собака»,
и Чи-фа, «красноволосый», сюда отправляются души мужчин и женщин,
вступавших в недозволенную связь, души воров, дурных лекарей и т.
п. Грешники живут тут в нечистотах, их колют вилами.
В третье судилище — Хэйшэн («черная веревка») — попадают те, кто
думал, что император не заботится о подданных, а также нерадивые
чиновники, жены, обманывающие мужей, и т. п. Оно находится на юго-востоке
под морем. Сюда после допроса судьи Сунди-вана грешников приводит
черт Далигуй («силач»). Им перевязывают веревкой горло, руки и ноги,
колют бока, клещами сжимают сердце и печень, строгают сердце, бьют
по коленям, выкалывают глаза и сдирают кожу.
Владыка четвертого судилища — Угуан-ван. Сюда попадал тот, кто не
уплатил налогов, обвешивал покупателей, торговал поддельными лекарствами
и рисом, смоченным водой, а также те, кто расплачивался фальшивым
серебром, жульничал при продаже материи, крал камни из мостовой
и масло из уличных фонарей, завидовал чужому богатству, не выполнял
обещаний дать взаймы денег или лекарства, выбрасывал на улицу битое
стекло, бранил злых духов, лгал и запугивал людей и т. д. Здесь
есть «река нечистот» Найхэ, мост через которую охраняют ядовитая
змея и злой пес. В «кровяной пруд» Сюэучи сбрасывают души убийц,
запятнавших кровью кухню, очаг либо храм.
Глава пятого судилища, которое находится на северо-востоке под морем,
— Янь-ван. Он прежде заведовал первым судилищем, но был переведен
сюда за то, что отпускал на землю души грешников, умерших от несчастных
случаев. Здесь вынимают сердце у душ. Янь-вану помогают Воловья
башка и Лошадиная морда, сопровождающие души грешников на Вансянтай
— «террасу, откуда смотрят на родной дом». Туда ведет лестница из
63 ступенек-ножей. По ней поднимаются те, кто не исполнил последней
воли родителей, не выполнял законов, не помогал деньгами, в то время
как имел их, жены и мужья, при живом супруге мечтавшие о другом,
и т. д. С «террасы» грешники видят свой дом, слышат речь близких.
Шестым судилищем над мертвыми ведает Бяньчэн-ван. Оно находится
на севере под морем, и сюда попадают непочтительно обращавшиеся
к богам, укравшие позолоту или драгоценности с их изображений,
те, кто не берег исписанную бумагу и книги, и т. п. Здесь
вырезают сердце и бросают его на съедение псам.
Седьмым судилищем управляет Тайшань-ван. Оно расположено под
морем на северо-западе. Сюда попадают грабившие, бросившие
новорожденного, игравшие на деньги, евшие человеческое мясо (их
записывают в особую книгу «живота и смерти», обрекая на вечный
голод, если они родятся вновь), клеветники (их наказывают в зале
«вырывания языков»).
Восьмое судилище (оно находится на западе под морем) возглавляет
Души-ван. Сюда направляются те, кто был непочтителен с
родителями и не похоронил их; за это им укорачивалась жизнь в
следующем рождении. Если же грешник исправлялся, бог очага
Цзао-ван писал на его лбу иероглифы «исполнил», «подчинился»,
«исправился».
В девятом судилище Пиндэн-вана, обнесенном железной сетью,
казнят поджигателей, изготовлявших яды, дурные книги и
неприличные картины, изгонявших плод с помощью снадобий. Им
отсекают голову, разрезают на мелкие части или удавливают
веревкой. Это судилище находится на юго-западе под морем.
В десятом судилище, которое расположено на востоке под морем, —
шесть мостов: золотой, серебряный, нефритовый, каменный и два
деревянных. Эти мосты соединяют ад и мир живых. Судья
Чжуаньлунь-ван решает, кто в кого должен переродиться, и каждый
месяц списки душ отправляются в первое судилище, а затем к духу
Фэнду-шэню, на границу между адом и землей. Здесь души попадают
в павильон богини Мэн-по — «тетушки Мэн», где им дают напиток
забвения.
|