Мифы Китая

 
Боги, божества и другие мифологические персонажи

Монстры, чудовища и фантастические существа     Животные и растения     Природные явления и устройство мира

Жизнь и смерть   Сокровища    Дети    Легенды городов, домов и других мест    Легенды о священниках, знахарях и других персонажах


 


перейти на сайт


Рождение Паньгу
Семь отверстий
Небесная власть
Небесная империя
Сы-мин - управитель жизни
Земная обитель богов
Поднебесный дворец
Диюй — «подземное судилище»
Чем питались на Куньлуне
Сколько всего духов и бесов
Великий смотр
Ди-цзюнь и птица Фэнхуан
Добрый Янь-ди, прозванный Шэньнуном
Птичье правительство
Как появился человек
Как Нюйва чинила небо
Почему не переполняется море?
Скромная Нюйва
Как сохранился род людской
Как Фуси научил людей рыбу ловить
Огоньки страны Суймин
Пять плавающих гор
Где же плоды бессмертия?..
Восемь бессмертных (Ба Сянь)
Начало великой войны
Знамена китайского войска
Как был побежден Чию
Неукротимый боевой дух
Как завершил свое правление Хуан-ди
Как Чжуансюй навел порядок
Десять солнц
Дочери государя Яо
Ласточкины дети
Лазурный Дракон
На дне Восточного моря
Сокровище дракона
* * *
Принцесса и музыкант
Стеклянный дворец
Госпожа Каракатица
* * *
Бай-ди
Би-гань
Вэнь-чан
Гуань-ди
Гуань-инь
Гуй
Гунь
Дицзан-ван
Доу-му
И и его подвиги
Ки-лин
Кшитигарбха-бодхисатва
Лао-цзы
Лун-му
Нэ-чжа
Нюйва
Они
Пань-гу
Пуфу
Тянь-хоу
Фуцанлун
Цзао-ван
Цзы-гу
Цилинь
Чжун Куй
Чиан-ши
Чию и его братья
Шэньлун
Юй - император
Юй - строитель
Юйцян
Яньло-ван

Поиск по сайту


 

Цзао-ван

Цзао-ван ("князь очага"), Цзао-шэнь ("бог очага"), Цзао-цзюнь ("повелитель очага"), Цзао-пуса ("бодхисатва очага"), Дунчу сымин чжу ("повелитель судеб восточного (угла) кухни") - бог кухни — дух, живущий над домашним очагом. Он наблюдает за поведением всех обитателей дома, а в конце года предстает с докладом перед Нефритовым императором. Перед тем, как Цзао-ван отправляется на небеса, домочадцы обычно смазывают медом губы на изображении этого бога, чтобы из уст его лились только сладкие речи.
В различные эпохи существовали разные версии происхождения Цзао-вана В позднесредневековом фольклоре в него превратился некий бедный лентяй Чжан, который кормился за счёт жены. Под новый год жена послала его к своим родителям за рисом, а те, жалея бедствующую дочь, положили на дно мешка серебро. Лентяю надоело тащить тяжелую ношу, и он отдал мешок встречному нищему. Разъярённая жена забила его насмерть, но так как дело было в новогоднюю ночь, временно закопала труп под очагом. Сожалея о содеянном, она потом повесила над очагом поминальную табличку с именем мужа и стала молиться перед ней. С тех пор обычай почитания Чжана в качестве Цзао-вана распространился, по преданию, по всему Китаю. Существуют и другие версии этого сюжета. В религиозных текстах, отражающих верования различных сект, происхождение Цзао-вана объясняется таким образом: в ответ на жалобы духов о том, что им трудно уследить за делами людей, Верховный Нефритовый государь - Юй-ди пригласил святого Чжан Чжаня с горы Куньлунь и повелел ему стать Цзао-ваном. Получив это повеление, Чжан преобразился в 5 владык очага, соответствующих 4 сторонам света и центру, те в свою очередь превратились в 10 тысяч Цзао-ванов, которые и стали наблюдать за людьми во всех домах.

Книги по теме


Словарь китайской мифологии
   
     

 

 

Рейтинг@Mail.ru