Мифы Китая

 
Боги, божества и другие мифологические персонажи

Монстры, чудовища и фантастические существа     Животные и растения     Природные явления и устройство мира

Жизнь и смерть   Сокровища    Дети    Легенды городов, домов и других мест    Легенды о священниках, знахарях и других персонажах


 





Рождение Паньгу
Семь отверстий
Небесная власть
Небесная империя
Сы-мин - управитель жизни
Земная обитель богов
Поднебесный дворец
Диюй — «подземное судилище»
Чем питались на Куньлуне
Сколько всего духов и бесов
Великий смотр
Ди-цзюнь и птица Фэнхуан
Добрый Янь-ди, прозванный Шэньнуном
Птичье правительство
Как появился человек
Как Нюйва чинила небо
Почему не переполняется море?
Скромная Нюйва
Как сохранился род людской
Как Фуси научил людей рыбу ловить
Огоньки страны Суймин
Пять плавающих гор
Где же плоды бессмертия?..
Восемь бессмертных (Ба Сянь)
Начало великой войны
Знамена китайского войска
Как был побежден Чию
Неукротимый боевой дух
Как завершил свое правление Хуан-ди
Как Чжуансюй навел порядок
Десять солнц
Дочери государя Яо
Ласточкины дети
Лазурный Дракон
На дне Восточного моря
Сокровище дракона
* * *
Принцесса и музыкант
Стеклянный дворец
Госпожа Каракатица
* * *
Бай-ди
Би-гань
Вэнь-чан
Гуань-ди
Гуань-инь
Гуй
Гунь
Дицзан-ван
Доу-му
И и его подвиги
Ки-лин
Кшитигарбха-бодхисатва
Лао-цзы
Лун-му
Нэ-чжа
Нюйва
Они
Пань-гу
Пуфу
Тянь-хоу
Фуцанлун
Цзао-ван
Цзы-гу
Цилинь
Чжун Куй
Чиан-ши
Чию и его братья
Шэньлун
Юй - император
Юй - строитель
Юйцян
Яньло-ван

Поиск по сайту


 

Чжун Куй

Чжун Куй - в поздней китайской мифологии повелитель демонов. Образ Чжун Куя возник, по-видимому, в глубокой древности (не позже 7-6 вв. до н.э.) и первоначально ассоциировался с палицей из персикового дерева, отгоняющей нечисть (по некоторым толкованиям чжун и куй означают "палица"). В средние века его заменил антропоморфный образ предводителя бесов.
В обычай вошло рисовать красной краской Чжун Куя, хватающего бесов, и вывешивать его с магическими целями (обычно в праздник дуаньян - 5-го числа 5-ой луны). На народных лубках Чжун Куй обычно изображался в костюме чиновника, в позе, угрожающей бесам. Такие лубки часто наклеивались на обе створки двери, таким образом он выполнял функцию бога дверей.

* * *

Однажды император Мин-хуан заболел лихорадкой. В одну из ночей, когда его бросало то в жар, то в холод, он вдруг увидел вот что. Маленький бес в темно-красном платье и коротких штанах, одна нога в сандалии, а другая — босая, подкрался к ложу императора, схватил амулет с ароматными травами и нефритовую флейту, на которой Мин-хуан играл в свободное от государственных дел время. Воришка соскочил с дворцовой террасы и побежал в персиковый сад, окружавший дворец. Но тут появился большой демон. Он был в синем халате, в шапке, на ногах — сапоги. Засучил рукава, догнал маленького беса, выковырял ему глаза, проглотил живьем, а флейту и амулет — Мое имя Чжун Куй. Я дал обет очистить для вашего величества Поднебесную ото всякой нечисти.
Так впервые в своем истинном облике появился перед глазами императора повелитель демонов великий Чжун Куй. До этого считалось, что Чжун Куй скрывается в палице, изготовленной из ствола персикового дерева. Такою палицей люди отгоняли бесов.
Император проснулся и почувствовал, что болезнь покинула его тело. Он призвал самого великого художника империи, рассказал ему со всеми подробностями о том, каким явился ему повелитель демонов. И художник изобразил Чжун Куя, хватающего демона, так, как будто видел его сам. Эту картину император повесил на двери своей спальни. А потом и все жители стали вешать на створках дверей изображения Чжун Куя. Бесы боялись изображения великого демона так же сильно, как и персиковой палицы.

Книги по теме


Словарь китайской мифологии
   
     

 

 

Рейтинг@Mail.ru